Айда в Ораниенбаум? Стеклярусные панно вернулись в Ораниенбаум


Как рассказала куратор выставки Мария Тихонова, реставрационные работы начались в сентябре прошлого года. Над воссозданием холстов, отделанных стеклярусом, ежедневно работали шесть человек из Лаборатории биологического контроля и Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа. Все панно были сильно загрязнены, появилась плесень, некоторые нити порваны, а стеклярус утрачен. Специалисты сначала промыли все фрагменты в специальном растворе, а затем приступили к восстановлению утраченных деталей. Для этого использовались шелковые нити и аналогичный стеклярус, привезенный из Чехии.

В Китайском дворце Ораниенбаума начали монтаж стеклярусных панно. Работа только в стерильных перчатках. Ни минуты простоя - все строго по плану. Реставраторам нужно успеть привести в порядок архитектурный ансамбль всего за три недели. Первых посетителей ждут уже 10 сентября. Открытие Китайского дворца - важный пункт в обширной программе празднования 300-летия Ораниенбаума.

Аккуратно и с ювелирной точностью. В стеклярусном кабинете сейчас действует правило четырех "не" - не повредить, не задеть, не ошибиться, посторонним к панно не приближаться. Монтаж уникальных работ - как спецоперация, у реставраторов лишь одна попытка приладить старинную деревянную раму с бесценными украшениями к стене. На это уходит меньше минуты. Действия отрабатывали заранее. Та же методика и с позолоченными липовыми рамами. Один подход и несколько шурупов - четыре на шестьдесят. Систему крепления стеклярусных шедевров пришлось придумать новую.

"Когда стали думать, как закрепить эти стеклярусы, решили - один только выход: купить вот такие вот уголки, уже более современные. Эти уголки крепятся сбоку. Для чего это сделано - чтобы в последующем, для следующего поколения можно было легче снять и отреставрировать уже стеклярусы", - объясняет заместитель генерального директора реставрационной мастерской Виктор Фищенко.

То, как восстанавливали стеклярусы, - уже стало историей петербургской реставрации. 12 уникальных панно, заказанных Екатериной Великой, отдали на восстановление в Эрмитаж.

Методик восстановления таких полотен в мире не существовало. Естественно, все делали вручную, мыли от гуаши синель, закрепляли нити и стеклянные трубочки. В конце 2010 года работу закончили. И сейчас полотна выглядят практически так же, как и в XVIII веке.

"В них есть душа, это точно, само сознание, что до них дотрагивалась Екатерина, уже о чем-то говорит. Та же Янтарная комната - это все-таки новодел, а здесь она бывала, она дотрагивалась рукой, и мы видим как раз ту вышивку, тот стеклярус, который был тогда. Более того, сейчас после реставрации сняты поздние наслоения, панно в XIX веке были покрашены краской, сейчас все смыто, и мы вернулись к первоначальному источнику, то есть к тому цвету, который был в XVIII веке, все это несет какую-то ауру", - говорит заведующая сектором "Собственная дача и дворец Петра III" Государственного музея-заповедника "Петергоф" Татьяна Сясина.

Историческая атмосфера стала возвращаться в Китайский дворец месяц назад, когда шедевры привезли домой. Но монтировать полотна сразу не стали. К ним вообще в Ораниенбауме относятся как к живым. Дали время, чтобы стеклярус "вспомнил" родные интерьеры.

Розовая гостиная в Китайском дворце на время превратилась в своеобразную больничную палату. В деревянных боксах отреставрированные стеклярусные панно проходят адаптацию. Здесь создан специальный температурный режим и поддерживается определенная влажность. А главное - никакого ультрафиолета. Поэтому такой сумеречный свет.

А при свете дня на улице монтируют скульптуры. Их тоже увозили на реставрацию. Молодой Аполлон и Венера Медицейская. Копии античных изваяний. Их в XVIII веке заказали для входной группы Китайского дворца во французских мастерских. И, наверное, для скульптур эта установка станет последним стрессом. Канат вокруг изящной бронзовой шеи Венеры - вынужденная мера. Из уважения к даме, ее аккуратно поддерживают за локоток, может быть, пытаясь сгладить неподобающее обращение.

"Они были сильно повреждены еще после 1917 года, когда толпы людей, которые кипели ненавистью ко всему прошлому, устроили погром в Ораниенбауме. Еще в 18-м году. И затем, по мере того, как шло время, умножались и повреждения. Вот, в частности, Венера Медицейская имела многочисленные пулевые пробоины. Во время войны Петергоф не был оккупирован, вряд ли предположишь, что это во время боевых действий", - считает хранитель фонда "Скульптура" Виль Юмангулов.

Такие моменты пытается запечатлеть даже директор музея Елена Кальницкая. Для личного архива фотографирует установку статуй. И рассказывает - уже о будущем Китайского дворца.

"Мы сейчас пришли к выводу, что во дворце будет климат такой поддерживаться, температурно-влажностный режим. Мы будем в зимнее время его протапливать. Ведь дворец этот абсолютно особый. Он же вообще летний этот дворец, и мы зимой его показывать не будем, никогда. Зимой он все равно будет закрыт, как летняя резиденция, это общеевропейская практика. Так что сейчас он откроется ненадолго", - говорит директора Государственного музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая.

Пусть ненадолго, зато уже очень скоро. Первых посетителей тут ждут 10 сентября. Открытие Китайского дворца - важный пункт в обширной программе празднования 300-летия Ораниенбаума.

Празднование 300-летия Ораниенбаума состоится 10 и11 сентября 2011 года. К юбилею будут открыты 10 залов центрального корпуса Большого Меншиковского дворца и четыре зала Китайского дворца: Стеклярусный кабинет, Зал муз, Голубая гостиная и Большая Антикамера.



Комментарии

реверанс роза спасибо Спасибо за экскурсию, несколько раз была в Питере, а здесь "оказалась" впервые!

Очень интересно! спасибо роза роза роза

роза роза роза Очень интересно! спасибо

Я о таком только краем уха слышала по "Культуре" лет сто назад. Здорово было бы увидеть все вживую.

Спасибо читаю

привет спасибо роза

Спасибо! спасибо реверанс спасибо Интересно было бы там побывать.

спасибо роза