Народный свадебный головной убор с использованием старинных техник бисероплетения

Здесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)
из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.

Я рассматривала сильно увеличенное фото, чтобы понять, из каких материалов и с применением каких техник выполнен этот накосник. Ткань точно установить нельзя, скорее всего, льняное полотно. Основа – твердый картон. Изнанку нет возможности увидеть. На лицевой стороне – шитье белым мелким бисером по бели, обшито тонким шнурком золотого цвета по контуру с обеих сторон, перламутровые бляшки (еще их называют «речной жемчуг»), стеклянные бусины в «оправе» из канители. Верхняя часть выполнена золотым шитьем. Снаружи накосник обшит черным шнуром с золотистой обмоткой. Венчает его декоративное плетение – узел-шахматка, выполненный из двойных шнуров золотистого цвета.

Вот перевязка - свадебный головной убор.
описание: Перевязка. Конец XIX-начало XX века Архангельская губерния. В виде полосы на твердой основе, по верхним углам округлена (сплошное золотное шитье в прикреп пряденым серебром). Внизу посередине пятичастный узор с розетками (шитье по бели бисером, стеклянными бусинами, стеклами в металлических оправах). Поднизь из прозрачного бисера состояла из девяти фестонов. Изнанка из красного ситца с узором в желтые шестиконечные звездочки. Свадебная. Носили с тремя лентами разных цветов. 51 х 16

xQV8etyĽJهƨ•ƨ•s6wD

Итак, начнем с накосника.
я решила использовать для изготовления накосника: золотистый репс для лицевой стороны, золотисто-серебристую парчу для изнанки – из нее же будет сделана перевязка. Как подкладка с двух сторон идет двунитка белого цвета, плотная основа – твердый картон двух слоев. Для вышивки и отделки: тонкий белый шнурок, раскрученный из х/б веревки, белый перламутровый бисер – это все для шитья по бели. Далее – перламутровые бляшки – бусины речного жемчуга, стеклянные чешские стразы насыщенных красного и зеленого цветов, золотистая круглая канитель, тонкий золотистый шнурок для обшивки бели и плетения узла-шахматки на верхушку. Золотое шитье будет имитировать кусочек золототканой парчи. Обшить по краю черным шнуром, обмотанным золотистым металлизированным мулине. Прикрепить ленты-завязки.

Основы шитья по бели я взяла из журнала "Убрус"

Шитье по бели.
Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.

Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.

На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.

Переводим узор и контуры накосника на основную ткань – золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе – двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани.

Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.

Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.

Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки – бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).


Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем, заполняем золототканой парчой.

Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи, вокруг всех узоров бели и т.д. – в соответствии с историческим оригиналом.

Далее работу ведем тонкой бисерной иголкой и леской. На этом этапе удобнее выполнять работу разными материалами – стеклянными стразами, перламутровыми бляшками, канителью по узору.

Одиночные бусины нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рисунке.

Окантовка канителью стразов, бусин и бисераДля этого выведите иглу с нитью вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1–2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться. Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).

Лицевая часть накосника закончена.

Чтобы придать изделию форму, из плотного картона вырезается шаблон по форме.

Для нужной мне толщины (5 мм) пришлось склеить две заготовки между собой клеем ПВА.

Вырезаем заднюю сторону накосника. Для этого берем двунитку (опять же, под основу) и золотисто-серебристую парчу, из которой будет изготовлена перевязка. Вырезаются по форме с припуском 1,5 см.

По этому же размеру вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма, двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к картонной форме.

Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и края картона соответственно), плотно обметываем.

В оригинальном накоснике края скрыты под черно-золотым шнуром, мы сделаем то же самое. Для этого золотистой нитью (я использовала металлизированное мулине) обматываем черный шнур (диаметр ок.5 мм). Примерно 1 см обмотки на 7 мм. шнура.

Этим шнуром обшиваем накосник по краю обметки. Сначала – с лицевой стороны.

Потом по середине боковой стороны накосника пришиваем тот же черный шнур без обметки.

Затем шнур, уже с обмоткой пришиваем на заднюю сторону накосника, тоже по обметке и закрывая ее. Обмотка золотыми нитями спереди и сзади располагается симметрично, между ними – черный шнур.

Из двойного золотого шнура плетем узел-шахматку. Прилепляем к верхней части накосника.

Шнур-шахматка плетется из трех нитей по схеме:

У взятого мной за основу исторического образца отсутствуют ленты для завязки, но в том же ГИМе есть образец с лентами.

Прикрепляем сложенную пополам клетчатую ленту (полосатой не было), 2 метра. Концы получаются по 1 метру.
Накосник готов.

Перевязка.
все доступные мне по книгам фотографии этой перевязки черно-белого цвета, и не такого хорошего качества, как фотография накосника, которую я могла рассмотреть во всех деталях. В связи с этим я посчитала возможным выработать собственное видение реализации этой перевязки в материале. В том числе я исходила и из доступных мне материалов.
Для изготовления перевязки нужны следующие материалы: парча золотисто-серебряная, брезент в качестве плотной основы, красный ситец (пр-ва г. Иваново), тонкий х/б шнурок и мелкий белый перламутровый бисер – для шитья по бели, золотистый шнур для обшивки некоторых узоров вышивки по бели (чтобы «сроднить» с накосником) крупные стразы без оправ и мелкие стразы в металлических оправах (аналог «стеклянных бусин, стекол в металлических оправах»), бусины речного жемчуга (в оригинале их нет, но их применение «сроднит» перевязку с накосником), мелкий прозрачный бисер для поднизи, цветные ленты – одну в клетку, аналогичную лентам накосника, и две в тон ей – оранжевую и голубую.

Чтобы рассчитать пропорции рисунка по отношению к длине и ширине повязки, я воспользовалась современными технологиями. Т.к. ширина повязки 16 см, это указано, я распечатала ее часть с узором как раз размером 16 см. Размер вышитого узора получился автоматически.

Затем получившийся рисунок я перевела на ткань – на парчу. В данном случае вышивку я производила только по парче, т.к. два слоя брезента подкладки проблематично взять швейной иглой, а ведь я применяю еще и бисерную иголку, она бы точно сломалась.

Заполняю белью внутренний узор, т.к. внешний выходит за границу пялец (если пяльцы больше, можно все обшить и сразу).

Заполняю узор вышивкой бисером по бели.

Обшиваю узор по бели золотым шнурком, таким же, как и у накосника. Сразу по порядку леской начинаю пришивать стразы – без оправы и в оправе. Крупных ярко красных и ярко-зеленых страз, как у накосника, не было ни в одном магазине, поэтому я взяла крупные розовые и светло-зеленые помельче. Вокруг них я разместила прозрачные стразы в металлических оправах, они будут гармонировать с прозрачным бисером поднизи. Между розетками вместо стеклянных бусин, как у оригинала, я решила поместить бусины речного жемчуга, опять же, чтобы сблизить перевязку и накосник.

Приступаю собсвенно к раскрою перевязки.
Т.к. ширина повязки указана 16 см, это означает, что это ее ширина вместе с поднизью. Исходя из масштаба, поднизь получается в районе 1,5 см. Вырезаю кусок брезента под основу длиной 50,8 см, шириной 14,3 см (плюс еще наложится парча, получим искомые 51 и 14,5 см.) Скалываю булавками между собой два слоя брезента основы и красный ситец (задняя сторона).

Сверху подрезаю скругления, как у исторического оригинала (на глаз, это не столь принципиально). Аккуратно прикалываю парчу с вышитым узором.

Сметываю получившуюся «конструкцию» крупными стежками.

Аккуратно сшиваю ткани с изнаночной стороны, обметочным швом, бежевой ниткой.

Завершаю вышивку по бели по внешнему контуру узора. Но не прошиваю перевязку насквозь, т.к. это технологически невозможно, а просто подхватываю только слой парчи.

Начинаю выполнять поднизь. Техника – обычного низания, каждый фестон состоит из 5 рядов «бисерных нитей» разной длины. Подбираю примерно, чтобы было более-менее похоже на оригинал.

Пришиваю ленты с изнанки повязки обметочным швом.

Перевязка готова.


Эти техники применялись во многих головных уборах 18-начала 20 века. Вы мжете найти в книгах и интернете любую фотографию, например, такой кокошник

и выполнить новодел в сответствии с историческим аналогом.

Думаю, можно применять эти техники и в современных изделиях. Я продолжу исследование старинного бисероплетения, и, если интересно, могу делиться находками и результатами.

С уважением, Юлия Хлопина.



Комментарии

Ого, какой большой!))) улыбка
Лень+я= двигатель прогресса
Мои пока ещё весьма скромные начинания http://biser.info/albom/25059

Здорово! А девушка какая красавица, и убор этот ей идет.Просто чудо. класс класс

Гениально! Насчет кокошника сказать не могу, но если так вышить сумку, то это будет хит!
Спасибо огромное!
----------------------------------------------------------------------------------------
Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел.Марк Твен

Спасибо большое за эту статью. Вы не поверите, побывала я на днях на выставке старинного русского женского костюма. Необыкновенная красота. С особенным пристрастием разглядывала детали женских украшений. Видела особенную технику исполнения, но только никак не могла понять что это и как. И последнее время все возвращалась в мыслях к тому, что видела. И вдруг - Ваша статья. Да это как яичко ко Христову дню. Спасибо еще раз за статью. Буду с нетерпением ждать продолжения.
И еще - мне показалось, что в качестве бели в тех украшениях, что я видела использовался шнурок из воздушных цепочек (как при вязании крючком). И еще - как Вы думаете, а сутаж не пойдет для этой цели?

реконструкция) спасибо )очень хороший мастер-класс)

Дай Бог уметь всё делать, но не дай Бог всё делать.

Спасибо за такой интересный Мк! Грандиозная работа! Это здорово,что кто то сохраняет традиции! роза роза роза роза

Люблю все красивое
_________________________________

Splushka, я изучала историю использования бисера в народном костюме и головном уборе, но ни разу не встретила варианта с белью, связанной крючком. Хотя было бы интересно посмотреть. Вы не могли бы написать, из какого вы города, может, у вас есть парочка фоток с той выставки? Или ее название напишите, я поищу в интернете. Вчера получила сведения, что крючком в то время "вышивали", т.е. провязывали петли, прокалывая ткань. Получался аналог тамбурного шва, есть даже версия, что его и выполняли прежде тонким крючком. А вязали толстой иглой улыбка Теперь наоборот.

что касается сутажа - исторических аналогов тоже не видела, чаще под бель использовались нитки в несколько слоев.
Но, думаю, если вас не столь интересует историческая достоверность, можно попробовать, думаю, получится красиво.
Это же классическая техника, а для современных изделий можно брать современные материалы и даже, думаю, другие цвета. Сама бель дает подъем бисера над тканью, создавая "выпуклость". Есть образцы, когда ее укладывали в несколько слоев друг на друга, и лишь потом пришивали бисер. Таким образом формировали довльно сильно выпуклые элементы. Например, укладывали "горкой по кругу", в середину сажали камешек, а вокруг - белый бисер или мелкий жемчуг, получалась "брошь". Сейчас сразу фотку не подберу, но вы, думаю, представляете.

Я сейчас живу во Франции. Экспонаты предоставлены СПетербургским музеем этнографии, из их запасников. (Живя в СанПете я такого не видывала, один раз, правда, в самый разгул ельцинских времен, на закрытой экспозиции выдела еще большие чудеса, но это было не для широкой публики). Как понимаете, фотографировать там нельзя. Представлены женские костюмы разных областей России, XIX век. Глаз не отвести. Полный убор: сам костюм, головные уборы, и, конечно различные украшения. Я их разглядывала с полным пристрастием, там-то я и углядела эту цепочку. Возможно, что она выполнена иглой, не знаю. Но цепочка очень миниатюрная. Размер звена где-то по моей оценке 1 мм, и что удивительно, она использована также для низки бисерных и жемчужных нитей. Не низки, конечно, я думаю, бусины на них нашиты. Но эти нити использованы для ожерельев и очельев. Все близко не разглядеть, так как костюмы надеты на манекенах. Некоторые можно разглядеть очень близко, а некоторые - на расстоянии пары метров. Еще одно чудо я там углядела - бисер, я бы сказала, по эффекту напоминающий кошачий глаз, но принимая во внимание эпоху, надо думать, выполненный из перламутра. Каким образом, остается только гадать.
Кидаю две ссылки http://www.fondation-pb-ysl.net/site/zoom-390.html...
http://www.fondation-pb-ysl.net/site/Accueil-432.h...
Во второй - видео ролик. Подробности не разглядеть, но общее впечатление дает. Все это праздничные костюмы крестьян - перламутр, жемчуг, парча, восточный шелк, золотое и серебряное шитье. Старый чудик на видео-ролике говорит, что эти костюмы - это социально-политический протест, выражающий желание выйти за рамки того мрачного мира, в котором они жили - судите об уровне. От комментариев воздержусь,

Люблю все красивое
_________________________________

вообще, подумалось, что техника незаслуженно забыта, в бисерной литературе не упоминается, а только в исторической или реконструкторской. А ведь Данте права, даже на современных вещах смотрелась бы превосходно! Она даже несколько проще, чем привычная вышивка бисером сразу по ткани, а смотрится в чем-то даже эффектнее. Например, попробовать, по зеленой бели зеленым бисером на льняную сумку, и сформировать крупные цветные брошки. Как раз собираюсь ткать себе сумку из грубого льна (на гобеленной раме), вот и украшу таким образом. Если интересно - отфоткаю и выложу в МК.

Всем спасибо за участие и идеи!!! Очень переживала, что буду "не в тему" со своей историчностью...
:-* роза

Я еще тут подумала, что так и пиджаки и куртки можно украсить. И вообще все, что угодно. танец
----------------------------------------------------------------------------------------
Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел.Марк Твен

мне,мне интересно про сумку,только неуверена что смогу найти льняную ткань,у меня наверно будут материалы простые и детские краснею

Легко быть учеником Автора,Автором быть трудней,потому что надо все самому придумать и ученику объяснить.

класс класс класс

Большое спасибо за очень интересный мастер-класс и познавательную информацию об истории бисероплетения.!!!
класс класс класс класс роза роза роза роза роза вместе

ZemchuzhinaZ

Вот это Вы работу проделали! мама-мия Очень интересно. читаю Спасибо реверанс


Отдых - это смена деятельности

Очень красиво и интересно роза !Спасибо за такой подробный мастер класс роза !

мне это ооочень интересно улыбка
скажите а кокошник это повязка вокруг головы но еще и на макушке и затылке ткань есть тоесть всю голову закрывает ткань а спереди узор из бисера так?
кстати вместо фестонов бисерных на поднизь можно было бы использовать кружево,верно?
спосибо за мастер класс улыбка

Легко быть учеником Автора,Автором быть трудней,потому что надо все самому придумать и ученику объяснить.

улыбка спасибо спасибо спасибо роза роза роза

спасибо, сколько всего интересного и полезного.. роза роза роза роза
c уважением Кoni
Azerbaijan, Baku
Мой альбом

Люблю все красивое
____________________________________

Splushka, если цепочки миниатюрные, то, действительно, крючком. Сейчас для этго можно использовать крючок №0,5. Думаю, в интернете информации по этой технике нет или мало. Хотя у меня в какой-то книге, кажется, было, попробую поискать.

виена, кокошник - женский головной убор, если вы помните, на Руси влосы у женщины должны были быть полностью закрыты. Т.е. эт некая шапочка специального кроя, узор из бисера мог быть не только впереди, но и по всему кокошнику, в том числе и на "макушке".
Поднизь из кружева использовалась редко, я сейчас на вскидку и не припомню, в основном бисерные снизки, как здесь, или сетка (обычное сетчатое низание с ячейками средней крупности). Тем более, если говорить об историчности, кружево ведь тоже над сплести вручную, а это совсем другая история подмигиваю

Кружево дейсвительно использовалось редко,но вот нашла в качестве иллюстрации к разговору у К.Маковского пара его боярышень в кокошниках с кружевом,хотя это может быть и сетка из мелкого бисера

СПАСИБО!!! Очень интересно и познавательно!
а насчет музеев Питера у меня есть выкладка в фото (из "Русского музея" и "Кунсткамеры") "одноклассниках", вот ссылка http://wg32.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=altGroupPho...
Мои сокровища на biser.info
Только работая по 25 часов в сутки, можно обогнать время.

роза
Мои сокровища на biser.info
Только работая по 25 часов в сутки, можно обогнать время.

Спасибо большое за Ваш труд! Очень интересно! спасибо спасибо спасибо


ЗАГЛЯНИТЕ В МОЮ ШКАТУЛКУ!
Украшения-это то, что делает женщину женщиной (Коко Шанель)

класс класс класс класс класс

Поклон Вам нижайший за МК!!!
Я давно искала пошаговую инструкцию к вышивке по бели!
СПАСИБИЩЕ!!!
роза роза роза

спасибо огромное!!!! потрясающе интересный мастер-класс роза роза

роза роза роза Спасибо огромное! Очень интересно! спасибо


Мой альбом на biser.info

Очень интересно и познавательно. Спасибо! Я подумала, что можно использовать не только жемчуг, а, допустим, небольшие натуральные бусины из коралла, бирюзы и т. д. и, возможно, сутаж. Короче, старинное на новый лад.

Люблю все красивое
____________________________________

Инга, согласна. использование перламутра обуславливалось лишь его доступностью даже для крестьян. В дворянских и царских нарядах в ход шли драгоценные камни. Упоминание бирюзы и коралла лично мне не встречалось, видимо, в силу экзотичности материала, но если стилизовать вещь с использованием этих материалов, думаю, получится интересно.

Если у Вас будет еще что нибудь интересненькое, пожалуйста, знакомте нас. Навевает новые идеи. спасибо реверанс

СПАСИБО огромное! Ваш мастер класс мне очень пригодится позже, я планирую в этом году пошить себе очередной народный костюм, а вот что делать с головным убором не представляла, а теперь знаю!!!!! Буду ждать с нетерпением Ваших иследований!!!!
___________________________________
а туточки можно мои работы посмотреть: http://biser.info/image/tid/236

А кстати, может подскажите чем закреплять то косу, когда она уже заплетена, ведь ленты от косника уже вплетены в неё?.... ну сейчас можно конечно укрепить ее и мелкой заколочкой и резиночкой, а вот как раньше это делали?!
___________________________________
а туточки можно мои работы посмотреть: http://biser.info/image/tid/236

Люблю все красивое
____________________________________

Как вариант - завязать именно самой лентой. Ведь косник вешается на конец косы, лента к нему и привязывается.
Еще есть вариант -косники без лент, а с колечком под ленты. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма - т.е. сплести косу, вплетая ленты, а птом привязать сам накосник.

ООО!! Огроменное спасибо!
А нету информации, случайно, по изготовлению девичьих кокошников "лопатой"? А то меня 2-год пытают кокошником для Снегурочки, я 1 сделала, но он такой тяжелый получился (из-за основы), что с парика падает печаль

Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу, куда идти!

Люблю все красивое
____________________________________

Изис, я думаю, вы имеете в виду не кокошник (как он выглядит, у меня показано в мастер-классе), а так называемую коруну, или венец.

Они делались на основе из нескольких слоев картона (или из бересты), чтобы получалось милиметров 5. Вышивка по бели также применялась, потом по контуру они насквозь прорезались, что давало эту знаменитую ажурность плюс облегчало контрукцию.

Изготовить венец в соответсвии с историческими традициями сложно, попробуйте стилизовать. обтянуть картон тканью, придать форму, обшить бисером, стразами и пайетками. Можно сделать небольшой, если должен крепиться на парик. Посмотрите на рисунок - можно так же прикрепить ленты и крепко завязывать вокруг парика. Поищите, возможно, что-нибудь есть в интернете в сценических костюмах.

Спасибо!
Мы в Коломенском на боярынях-экскурсоводах видели головные уборы-короны из какого то материала полупрозрачного... они довольно мягкие, но форму держат...расшиты пластиковыми стразами и бусами под жемчуг - красиво улыбка

Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу, куда идти!

Отличный МК и огромнейшая работа по историческим исследованиям. класс роза

Изис - как вариант для основы Короны использовать пластиковые папки для документов канцелярские, они достаточно плотные для поддержания формы,отлично режутся ножницами, легкие.
Мой альбом http://www.biser.info/albom/31035

Спасибо! Очень интересно!

Очень хочу сделать реконструкцию накосника. Подскажите, пожалуйста, точный размер исторического образца!

Поправка : а бисероплетение здесь где?! не знаю
улыбка

Изображение пользователя Зуммер.

Извините, пожалуйста, но узел накосника не похож на тот, схему которого Вы выложили. У Вас получился этот узел по выложенной схеме? ангел

класс роза