Старая-старая сказка.

Ты даже не представляешь, какие страшные и жестокие детские сказки читали наши прапрапрадеды. Неудивительно, что прадеды не дожили до наших дней.
О том же, что на самом деле любят дети, мы можем догадаться, внимательно посмотрев на народные сказки, которые тоже прошли свой эволюционный путь. Выжить сумели только те, которые на самом деле нравились детям, просившим с полатей дрожащими голосками еще раз рассказать им про злую ведьму, поедающую маленьких мальчиков.

«Но ведь большинство народных сказок такие милые, добрые и невинные!» — скажешь ты.

Ну конечно. После того как в эпоху Просвещения их тщательно выстирали и кастрировали всякие братья Гримм и Шарли Перро, после того как их окончательно добил Уолт Дисней — они да, очень милые.

Оригинальные же, необкорнанные версии этих всеми любимых сказок чаще всего выглядят совсем, совсем иначе.

Хочешь знать как? Надеемся, твоя канистра валерьянки у тебя под рукой.

Красная шапочка
В оригинале Красная Шапочка носила вовсе не шапочку, а шаперон — накидку с капюшоном. У Перро она разгуливала именно в шапероне. А вот в немецкой версии братьев Гримм девочка была именно в шапочке, что прижилось и у нас. Первая запись этой сказки, сделанная в Тироле, датирована XIV веком. Распространена она была по всей Европе, и в оригинале ее рассказывали с любопытнейшими подробностями, о которых Перро и Гриммы как-то забыли упомянуть.

Красная шапочка

Девочка в красном плащике действительно заболталась с волком по пути к бабушке. А когда она пришла к домику, там хитрое животное уже успело бабушку не только убить, но и сварить. Волк в бабушкином чепце и платье кулинарничал, гостья была приглашена к столу, и вместе они принялись весело кушать бабушку, у которой было вкусное жирное мясо. Правда, бабушкина кошечка пыталась предупредить девочку о нежелательности каннибализма. Она крутилась вокруг и пела песенку:

Девочка бабушку жует,
Бабушки своей косточки грызет.

Но волк метким ударом деревянного башмака тут же убивает наглую кошку, на что Красный Плащик реагирует весьма безмятежно. Девочка раздевается догола, прыгает к бабушке в постель и принимается задавать ей непростые вопросы:

– Бабушка, почему у тебя такие широкие плечи?
– Бабушка, почему тебя такие длинные ноги?
– Бабушка, почему тебя на груди так много шерсти?

Волк на это честно отвечает, что так ему удобнее дорогую внучку обнимать, догонять и согревать. А когда дело доходит до больших зубов, волк не выдерживает и вспарывает своей милой подруге шейку. Видимо, бабушки ему не очень досталось за обедом.

И да, конец. Никаких дровосеков.

Гензель и Гретель
Древний сюжет про детей, потерянных в лесу, обрел новую жизнь в самом начале XIV века, во время Великого голода 1315–1317 годов. Три года чудовищных неурожаев, вызванных продолжительными заморозками, унесли примерно 25 процентов населения Северной Европы. В городах и деревнях процветал каннибализм. И именно тут появились Жанно и Марго (или Гензель и Гретель в немецком варианте).

Версий сюжета много, но самая популярная заключалась в том, что отец и мать, помирая от голода, решили съесть своих детей. Дети, услышав, как родители точат ножи, помчались в лес — пере­ждать там, пока папа с мамой от голода умрут. По дороге мальчик бросал камушки, чтобы не заплутать. Просидев какое-то время в лесу, дети тоже стали изнывать от голода и тихонько прокрались обратно к дому. Там они услышали разговор родителей, которые раздобыли где-то немножко хлеба и теперь печалились, что хлеб-то для подливки есть, а вот непослушное мясное блюдо от них ускользнуло. Дети стащили кусок хлеба и опять подались в чащу. Но теперь мальчик отмечал путь крошками, которые тут же склевали тоже обезумевшие от голода птицы. Доев хлеб, дети решили было помирать — и тут они вышли к домику, сделанному из хлеба! А окна даже были выложены пшеничными лепешками! Дальше все идет по уже знакомой нам колее. Но в конце дети радостно возвращаются домой, неся с собой не только мешки свежего хлеба, но и хорошо зажаренную ведьму. Так что родителям теперь не нужно есть своих детей. Все счастливы, все обнимаются. С течением времени сказка видоизменялась. Голод в качестве основного персонажа все же остался, но родители теперь просто избавляются от лишних ртов, отводя детей в лес. Домик превращается в пряничный, ибо маленьких слушателей нынче хлебом к ведьме уже не заманишь, а изжарившаяся ведьма так и остается в печи, не попадая на семейный стол.

Белоснежка
В системе классификации сказочных сюжетов Аарне — Томпсона Белоснежка идет под номером 709. Это одно из известных повествований народной сказительницы Доротеи Виманн, записанное Гриммами и изрядно ими смягченное, хотя и от гриммовской версии фанатам Диснея станет не по себе.

Белоснежка

Ну, во-первых, Бело­снежку, падчерицу царицы, тоже собирались съесть — как без этого в сказке-то? Мачеха потребовала от слуги, чтобы он, придушив надоедливую девицу, принес в царскую кухню ее легкие и печень, которые и были поданы в тот же день на веселом званом ужине в замке (потроха оказались оленьими, ибо слугу девица подкупила своей красотой и молодостью). Бело­снежка оказывается в плену у семи горных духов, которым тоже нравится ее красота — настолько, что они решают оставить девушку у себя. После смерти Белоснежки от отравленного яблока гроб с ее телом выставляется на горе, и там его видит проезжавший мимо королевич.

Далее Гриммы с некоторой заминкой пишут, что королевич пожелал забрать мертвую девушку к себе, потому что она выглядела как живая и была очень красивой. Не будем думать о королевиче плохо — может быть, он, в отличие от возлюб­ленного Спящей Красавицы (см. дальше), просто собирался честно и благородно выставить ее в краеведческом музее. Но пока он торгуется с гномами за право выкупа тела, его слуги роняют гроб, мертвая девушка падает, кусок яблока вылетает изо рта девицы — и все живы и счастливы. Ну, кроме мачехи. Потому что царице на ноги надели раскаленные железные башмаки и заставили ее плясать на горящей жаровне, пока она не умерла.

Спящая красавица
Ага. Конечно, поцеловал он ее... Нет, в древних версиях этого сверхпопулярного сюжета, первые записи которого относятся к XII–XIII векам, все происходило иначе. И подробнее всех за полстолетия до Перро, в 30-х годах XVII века, сюжет записал итальянский граф Джамбаттиста Базиле, еще один собиратель народных сказок.

Спящая красавица

Во-первых, король был женат. Во-вторых, обнаружив девушку, спавшую в заброшенном замке в лесу, он поцелуем не ограничился. После чего насильник поспешно уехал, а девушка, так и не выйдя из комы, в положенный срок разрешилась двойней — мальчиком и девочкой. Дети ползали по спящей матери, сосали молоко и как-то выживали. А потом мальчик, потерявший материнскую грудь, начал от голода сосать подвернувшийся мамин палец и высосал застрявшую там проклятую занозу. Красавица проснулась, обнаружила детей, поразмышляла и приготовилась к голодной смерти в пустом замке. Но проезжавший мимо король как раз вспомнил, что в прошлом году весьма недурственно провел в этих зарослях время, и решил повторить мероприятие. Обнаружив детей, он повел себя как порядочный человек: стал наведываться и подвозить продукты. Но тут в дело вмешалась его жена. Детей она зарезала, накормила папашу их мясом, а Спящую красавицу хотела было сжечь на костре. Но потом все кончилось хорошо. Королева пожадничала и приказала стащить с девушки шитое золотом платье. Король, полюбовавшись на юную голую красавицу, привязанную к столбу, решил, что прикольнее будет отправить на костер старую жену. А детей, оказывается, спас повар.

Рапунцель
А тут вообще все крайне невинно. Единственное, считай, отличие диснеевского сюжета от оригинальной версии, записанной Гриммами, в том, что никуда Рапунцель с принцем не убегала. Да, он лазил в башню по ее косе, но вовсе не с целью жениться. И Рапунцель тоже не рвалась в пампасы. На свободу она весьма оперативно отправилась, когда ведьма заметила, что корсет красавицы перестал сходиться в талии. (В немецких деревнях, где многие барышни работали служанками в зажиточных домах, этот сюжет был не столь уж сказочным.) Ведьма остригла Рапунцель, а принц в наказание был оставлен колдуньей без глаз. Но в конце сказки все у них отрастает заново, когда слепо блуждавший по лесу принц наткнулся на своих детей-близнецов, которые искали пропитание для голодной и несчастной Рапунцель.

Золушка
Над сюжетом сказки «Золушка» Шарль Перро поработал особенно старательно, тщательно вычищая из него всю мрачность и всю тяжелую мистику. Так появились феи, принцы Мирлифлоры, хрустальные башмачки, кареты-тыквы и прочая красота. А вот братья Гримм записали за народной сказительницей Доротеей Виманн версию, которая была куда ближе к народному варианту этой сказки.

Золушка

В народном варианте Золушка бегает просить платья для балов на могилу матери, которая встает из гроба, чтобы нарядить дочурку (Гриммы, подумав, все же заменили маму-зомби на белую птичку, которая подлетала к могиле со свертками в зубах). После балов девушка сбегает от принца, который хочет не столько жениться, сколько немедленно размножаться. Девушка взбирается то на грушу, то на голубятню. Принц топором рубит все эти возвышенности, но Золушка как-то ухитряется скрыться. На третьем балу принц просто приклеивает прыткую красотку к лестнице, залив ту смолой. Но Золушка выпрыгивает из золотых туфелек и, вся в смоле, опять уносится, спасая свою честь.

Тут принц, окончательно ополоумев от страсти, решает выманить барышню обещанием жениться. Пока Золушка размышляет, можно ли верить его словам, пусть и объявленным на все королевство, принц начинает курсировать с туфельками. Старшая сестра отрезает себе пальцы ног, чтобы влезть в туфельки, но сильно хромает в них и теряет по дороге. Младшая сестра отрезает себе всю пятку и идет достаточно ровно, однако белые голуби раскрывают принцу и его свите обман. Пока сестры бинтуют кровавые обрубки, появляется Золушка и, вытряхнув кровь из туфелек, надевает их.

Все в восторге, принц и Золушка едут жениться, а белые голуби выклевывают ее сестрам глаза, за то что они заставляли Золушку убирать в доме и не пускали ее на бал. И теперь сестры, слепые и почти безногие, ползают по городу и просят милостыню, радуя этим сердце Золушки, живущей с красивым принцем в уютном дворце.

Баба-яга, костяная нога
Самый популярный персонаж славянских сказок, чье имя значит Баба-Язва, имеет крайне мрачное происхождение, а описание ее очаровательного жилища было верным способом до икоты напугать маленьких полян, древлян и прочих кривичей. Ибо даже самые юные обитатели славянских земель, увы, хорошо знали, что такое избушка на курьих ножках. Вплоть до XIII–XIV веков, а кое-где и дольше, аж до XIX века, на наших лесных территориях покойников хоронили в домовинах — «избах смерти». Это был отличный способ захоронения для богатых деревом северных земель с их вечно промерзшей землей. Выбирались несколько стоявших рядом деревьев, их срубали на высоте полутора-двух метров, корни подсекали и частично вытаскивали наружу, чтобы уберечь стволы от гнили, а вверху возводили небольшую избушку, куда и помещали труп вместе с причитавшимися ему яствами и кое-каким скарбом. В такую избушку почти не могли попасть хищники, а стоять они могли десятилетиями и веками. Бабка-Язва, Старуха-Мор, а именно сама Смерть, конечно, рассматривала эти домики как свое законное жилье. Ее костяная нога, принадлежавшая миру мертвых, грозно стучала на тех, кто осмеливался сунуться ближе к этому охраняемому захоронению. И все Иваны Царевичи, попадавшие к ней в гости, проходили те обряды, которые были положены покойникам: их обмывали, избавляя от «человечьего духа», выдавали им пищу в долгий путь и укладывали спать — надолго.

У Лукоморья труп зеленый. О чем на самом деле рассказывается в добрых детских сказках
Сейчас мы воспринимаем рассказ про Машеньку, наведавшуюся в гости к трем медведям на предмет опробовать их кроватки и миски, как нечто исконно наше. И тут мы в корне неправы. Именно «Три медведя» не являются даже интернациональным бродячим сюжетом — это чисто шотландская сказка, вошедшая и в английский фольклор.

Русской ее сделал Лев Толстой. Он перевел эту сказку, ознакомившись с ней в исполнении Роберта Саути (сказка Саути была опубликована в 1837 году). В изначальной, фольклорной версии к медведям являлся их вечный противник лис, и он либо вынужден был бежать от медведей со всех ног, либо с него все-таки успевали спустить шкуру, на которой самый маленький медведь потом любил греть свои лапки, сидя перед камином. Роберт же Саути превратил главного героя в маленькую старушку. Судьба старушки осталась туманной. Вот как звучит финал сказки Саути:

«Старушка прыгнула из окна, и то ли она сломала себе шею при падении, то ли убежала в лес и там заблудилась, то ли благополучно выбралась из лесу, но была схвачена констеблем и отправлена в исправительный дом как бродяжка, я не могу сказать. Но три медведя больше никогда ее не видели».

А Лев наш Николаевич ни с какими старушками знаться не пожелал и сделал героиней маленькую девочку, благополучно спасшуюся от ужасов медвежьего леса.

http://www.maximonline.ru/statji/_article/fairytal... оригинал отсюда



Комментарии

Видимо, вы не читали сказки Перро и дорогих сердцу Гриммов без обработки. Они вполне людоедские.

Сказки братьев Гримм были моей настольной книгой улыбка Там даааа, дела творились! И Красная Шапочка в их изложении по сравнению со многими другими их сказками была как лепет младенца!

У Перро сказка с секс-подтекстом, горло не вспарывают, и красотка-модница "гибнет" в несколько ином плане.

Насчет Перро не знаю, мало его читала... А вот у Гриммов вспомнила название сказки, которая напугала меня больше всего: "Чудо-птица". Аж кровь стыла в жилах, когда ее читала!

класс

мама-мия Обалдеть, вот это кровожадность печаль , бедные дети были вздох

мама-мия

У Гримм сказки страшные. Невозможно представить, что в оригинале еще жутче. Я помню сказку, в которой герой идет ночевать в пустующий замок. Там еще в начале сказки повешенные на деревьях качаются, а в самом замке творится примерно то же, что в повести Гоголя "Вий", только еще хуже. Какие-то представители нечисти играют в кегли то ли головами, то ли черепами. В общем, жуть.

А вот, кто любил в детстве русские сказки должны помнить "Марью Моревну", где Кощей периодически рубил Ивана Царевича в мелкие куски, складывал в бочку, а Марья Моревна собирала эти куски, сбрызгивала живой водой, и Царевич оживал краше прежнего. ха-ха В детстве слушала про эти куски спокойно. Наверное, они в виде кубиков представлялись. А сейчас как представлю - расчлененный труп, в бочке, жена достает запчасти, кишки там всякие, приставляет друг к другу... В обчем, не знаю, как такие сказки ребенку рассказывать. мама-мия

Видимо, с каждым разом все ловчее запчасти прикладывала, что Иван Царевич всё красивее получался, как паззл... ха-ха

во-во. мне только в 30 лет перестали снится сказки которыми я зачитывалась в детстве брр
"Все в восторге, принц и Золушка едут жениться, а белые голуби выклевывают ее сестрам глаза, за то что они заставляли Золушку убирать в доме и не пускали ее на бал. И теперь сестры, слепые и почти безногие, ползают по городу и просят милостыню, радуя этим сердце Золушки, живущей с красивым принцем в уютном дворце." Золушка реально порадовала ха-ха так хорошо всё закончилось
кстати видимо в детстве я все-таки обчиталась, сейчас ни один МК до конца прочесть не могу не знаю

Да-да, меня тоже такая жестокость по отношению к плохим героям поражала. А еще - как можно отрезать себе пятку мама-мия или пальцы? Про мачеху Белоснежки тоже сердце ёкало, что ее в раскаленных докрасна железных туфлях заставили танцевать на балу по поводу свадьбы Белоснежки, пока она не упала замертво. Да уж... Гуманнее отрубить голову или дать выпить йаду. Но такие пытки? Да в прежние времена, как я посмотрю, извращенные пытки не только в сказках придумывали, особенно если почитать роман про Тиля Уленшпигеля или из истории средневековой Европы что-нить.

даже про Колобка не расскажешь, его все время кто-то съесть пытается!

вздох Мда... Принимайте пищу после тщательной термообработки...
Пошла еще раз читать, стращаться...

Русские народные тоже страшные: то рубят, то спящих убивают, то ремни со спины вырезают...
Я думаю, что не дети выбирали, а родители какую сказку рассказывать, дети могут только из родительского репертуара выбрать

И не говорите, я в детстве боялась сказки "Васелиса Прекрасная", про мертвые головы

"" Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.
Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. ....

а еще была такая сказка "Крошечка-хаврошечка", про одноглазых и трехгалых мутантов сестер...

дубль

а мне всегда мужики нравились в сказках, как жинку свою такую ладную на погост свезет, так давай на молодухе жениться, и обязательно гадину какую в жены возьмет, и давай своих деток от первого брака изводить, и весь такой положительный из себя: покручинится да и деток то в лес, то еще куда на погибель. добрейшей души человек!

вздох Хорошо, если Морозко какой-нить подберет...

Да все естественно, тогда черные простыни по городам не летали, а пужать детей чем то надо было улыбка

Чей-то не те мне сказки в детстве читали не знаю видимо, был адаптированный вариант, не помню я с детства таких страшилок... и книжка про Золушку была с такими красивыми и добрыми картинками улыбка

А я так любила Бажова... А теперь - никакого хеппи энда - то от туберкулёза кто то помрёт так и не вкусив особо щастья едва начавшегося , то - в вечном заточении и ожидании волшебного слова томится по сей день... Как читать теперь ? ... нельзя взрослым читать сказки , не верят они в них - видать потому всё очарование и теряется , только чернуха лезет вздох

А в детстве не видишь всех этих ужасов, не воспринимаешь их так близко к сердцу. Видишь только доброе. Ну по крайней мере, мне кошмары после сказок не снились. А уж я то их читала сама с трехлетнего возраста) Не такие брутальные варианты конечно, но вот вариант с "мамой-зомби" в золушке мне попадался точно. Мне тогда казалось вполне логичным, что мама помогает дочке даже после смерти. Когда немного постарше стала и могла дотянуться до верхних полок в шкафу, таскала тайком из папиной библиотеки сборник "1001 ночь", там тоже много всякого попадается, и откровенные постельные сцены, и ужастики всякие. Если меня взрослые заставали за этим занятием, книжки отбирали и прятали, а я потом находила и все равно читала. И ничего страшного с моей детской психикой не произошло))

Ох, не зря мне ''страшная сказка'' канцлера Ги понравилась. А вообще есть такая книжка, ''Наши любимые сказки'' называется. Почитайте. Там очень много интересного по этому поводу написано.

класс Очень даже интересно!

Помню помню читала подобное. Жуть! Интересно, что психология думает по этому поводу - надо пугать подобными сказками или не надо =-))

миленько..... улыбка будет о чем дочке рассказать

А Андерсен?
Маленький Клаус и Большой Клаус не читали?
убить собственную бабушку и заработать на этом денег помогите даже не так- а убить ради того, чтоб заработать.

Андерсен вообще диверсант, у него не страшные, а депрессивные сказки. улыбка Я его до сих пор за Русалочку простить не могу - слава за спасение принца и любовь досталась другой, а ей только хождение по ножам, отобранный ведьмой язык, и в конце какое-то мутное превращение в "дочь воздуха" - типа смерть. Я ни над какой другой сказкой так не рыдала, как над "Русалочкой". А еще "Стойкий оловянный солдатик". улыбка Кто сказал, что нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте? Есть! Это сказка Андерсена про солдатика.
Но вместе с тем есть у него и прекрасные сказки, которые с удовольствием читались в детстве, а именно "Дикие лебеди" и "Снежная королева", "Огниво" - тоже ничего так.

А кто помнит еще один депрессняк из детства "Черная курица, или подземные жители" Погорельского?

Помню, но не полностью, перечитать надо

ох да, снова об Андерсене... как вспомню Тетушку Зубную Боль, так зубы и ломит)))

О, вот над чем рыдала, так над "Черной курицей"! Просто вживую представляла, как они покидают свои жилища, Алёшу просто убить хотелось! А сказки без обработки читала уже в университете, наши народные тоже нифига не добрые - где есть царь, так обязательно и казнь какая-нибудь жестокая: то в бочку со смолой, то на кол, то шкуру живьем содрать. Да и главные "добрые" герои не намного лучше.

"Черная курица" - это да... Тоже рыдала.

Извиняюсь. Дала не правильное название. Правильное название ''Знаем ли мы свои любимые сказки''. Автор Елена Коровина.