Бисерница – ударница социалистического труда

Знакомо ли вам имя Елизаветы Егоровны Данилиной?

Нет?!

А меж тем она «настолько прославилась изготовлением в высшей степени художественных изделий из бисера, что в мае месяце 1925 года комитетом отдела при Российской Академии Художественных наук приглашалась участвовать на Декоративной выставке в Париже, куда была представлена её работа по исполнению бисером портрета Ленина, на что имеет удостоверение выставки за № 436».

(Речь идёт о Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже)

В книге «Подольск и окрестности» В.А. Поцелуева и И. Петреева в главе «Бисерный промысел» представлена просто бесценная для нас историческая информация на примере Елизаветы Егоровны Данилиной.

Читайте и восхищайтесь!

(Для удобства чтения я слегка разбавила текст картинками :=)))

Бисерный промысел.

«Краткая история его. Бисерное производство возникло в Десенской волости, в селении Марьино, лет 67 тому назад, в первые годы освобождения крестьян от крепостного права. Знаменитой бисерницей в настоящее время в Подольском уезде является крестьянка деревни Марьино, Десенской волости, Елизавета Егоровна Данилина - 59 лет, которая с 7-летнего возраста занималась работой по бисеру и прославилась на всю Московскую губ. изделиями художественной работы. Она научилась от своей матери Аграфены Ивановны Филатовой, крепостной князя Салтыкова, в имении Березки той же волости.
Данилина настолько прославилась изготовлением в высшей степени художественных изделий из бисера, что в мае месяце 1925 года комитетом отдела при Российской Академии Художественных Наук приглашалась участвовать на Декоративной международной выставке в Париже, куда была представлена ее работа по исполнению бисером портрета Ленина, на что имеет удостоверение выставки за № 436. Согласно ее показаниям, Данилина участвовала на многих выставках царского и советского правительства. С уездной выставки г. Подольска она имеет за 1920 год награду "Серп" и деньгами 1.300 рублей; с Московской выставки 1923 г. - похвальный лист.

(Московская выставка 1923 - Первая Всероссийская сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Кустарные ремесла были представлены 33 тыс. изделиями - кружевами, украшениями из бисера, крестьянскими холстами, вятской игрушкой, коврами, поделками из дерева и кости и проч.

Выставка пользовалась огромным успехом у посетителей. Сохранился отчет Главного выставочного комитета. Он свидетельствует: за 2 месяца работы выставку посетило 1 миллион 375 тысяч 890 человек. Только организованных экскурсантов приехало в Москву свыше 660 тысяч человек.)

Вот уже полвека, как Елизавета Егоровна занимается со своей семьей бисерным рукоделием, но она бесплатно обучила не один десяток девушек и женщин. До революции совершенно выученных ею было 20 человек ( 1 мужчина и 19 девушек). После революции у нее обучаются 20 чел. девочек. Выучено и обучаются у нее из 5 селений: Харино ( 4 человека), Передельцы (3 чел.), Валуево (3 чел.), Марьино (15 чел.), Кончево (3 чел.), Старосели (12 чел.). До революции у нее обучалось и занималось до 100 человек. До войны 1914 года у Данилиной была в селении Марьино своя мастерская, где работали зимой и летом до 15 девушек. Мастерская имела длины 9 м и ширины 5,6 м. Мастерицы получали из собственных средств Данилиной денежную плату поштучно с работы. Так, на первых порах начинающей ученице за узенький (в 5 бисерин) поясок она платила 15 коп. Способная ученица могла в день вышить бисером от 1 до 4 шт. таких поясов и заработать до 60 коп. в день. Хорошие ученицы делали галстучки до 4 штук в день, получая за каждый от 35-40 копеек. Средняя цена в день за цепочку из 18 бисерин - 70 к.; хорошая мастерица могла сделать в день 11/2 цепочки и заработать, следовательно, 1 рубль.

В качестве инструментов употребляются (заграничные) бисерные иголки, нитки льняные и самые тонкие, как шелк, ценой по 30 коп. катушка, если взять партией. До войны иголки (24 шт.) стоили 30 коп., катушка ниток - 25 коп. В настоящее время 24 шт. иголок стоят 1 р. 50 коп., и достать их трудно.

Сырьем служит бисер разных размеров (от мелкого до крупного). Е. Е. Данилина бисер берет заграничный (венгерский), получая его до войны в частных магазинах Москвы, как, напр. в пассаже Солодовникова в количестве иной раз по 3 пуда (49 кг). Цена бисера до войны была от 30 до 70 коп. за фунт (0,41 кг) без доставки, с доставкой из-за границы 1 фунт бисера обходился в 2 рубля.

(Пассаж Солодовникова - лучший пассаж Москвы того времени.
Здесь располагались модные в то время магазины: Бюргер (картины и эстампы), Сиу (пирожные и шоколад), Хлебников (украшения), Юргенсон (ноты). Был тут и «Ремесленный базар», где торговали всем, чем только можно было торговать. Имелся здесь и свой театр.
Инженер Н. Щапов вспоминал: «В модных магазинах пассажа Солодовникова был огромный выбор материалов, рисунков и начатых образцов всяких вышивок, больше крестиком, но также и разными другими стежками».)

В настоящее время 1 кг крупного бисера стоит 20 руб., а мелкого - 27 рублей.
В настоящее время работой по бисеру занято всего человек 7, а именно: вся семья Е.Е. Данилиной из 4 человек: 1) сама Данилина, 2) ее сноха - 35 лет (работает уже 20 лет), 3) внучка - 16 лет (работает 8 лет) и 4) сын - 40 лет (работает с начала войны; служа на войне, он работал в свободное время кольца из конского волоса и украшал бисером, на что со стороны военных был большой спрос). В семье сына Данилиной работают по бисеру все 3 члена семьи: 5)сноха - 38 лет (работает 22 года), 6) ее дочь - 20 лет (работает с 7 лет) и 7) их мальчик - 16 лет (работает 8 лет). Все грамотные, кроме самой Е.Е. Данилиной. Заказы, по словам Е.Е. Данилиной, поступают через музей художественных изделий из Англии, Франции и даже из Америки и, судя по заказам, бисерным производством могло бы быть занято до 100 человек. До войны под руководством Данилиной работало до 40 человек. Работали в мастерской при керосиновом освещении при двух 20-линейных лампах-молниях. Работали по 8 часов в сутки. Работают в течении 8 месяцев; самая напряженная работа в весенние месяцы (март, апрель, май), в зимнее и осеннее время работа идет слабо, а летом совсем прекращается.
Изделия: художественной работы цепочки, галстучки, пояса, дамские сумки, мужские кошельки, детские пояса, детские игрушечные шарики; еще работа ведется гладью и шелком по рисункам. Изделия отправлялись до войны в музей в Москву, в музей в Петербург и за границу. Всех видов работы по бисеру - 93. Ходовые изделия: малороссийские галстучки, детские цепочки узенькие в 5 бисеринок, средние пояски в 9 бисеринок, затем идут в 12, 18, 21, 26, 32 и в 40 бисеринок.

Что касается усовершенствования в работе, то после войны бисерные работы стали лучше и рисунки сложнее. Так, до войны кошельков делали мало, а теперь стали изготовлять их больше. Рисунков прибавилось. До войны рисунки Данилина получала от художника Некрасова, а в настоящее время составляет сама, равно подбирает и тона по бисеру.

За время революции стали вырабатывать из бисера дамские цепочки и пионерские галстучки, на что поступают большие заказы из Московского музея и из магазина "Гума". Из килограмма бисера можно сделать 75 шт. детских цепочек (в 5 бисерин) или 30 поясков (в 12 бис.); цена одной цепочки в 5 бис. - 75 коп., цена одного пояска - 1 р. 60 коп. От одного килогр. Бисера, если сделать 75 цепочек, не считая стоимости бисера, иголок, ниток, выгоды остается за работу 17 р. 50 к.

Селение Марьино отстоит от платформы Переделки по Брянской ж. д. На 11,73 км, от Москвы - на 18,13 км от города Подольска - на расстоянии 23,47 км.

Виды изделий можно видеть в Подольском краеведческом музее. Данилина совершенно бесплатно учит этому искусству не только своих детей, но и посторонних.

Еще бисерным производством занята артель в 27 человек в деревне Пушкино (Десенской волости). Здесь работает главным образом Марта Ивановна Квасова, научившаяся этому делу в Москве с 10 лет в школе, но работы ее менее художественны, чем Данилиной. »

Примечания:

1.
Наверняка вы заметили упоминание «венгерского» бисера. Мои поиски по бисеру венгерского производства ни к чему не привели. Скорее всего, это был чешский бисер.
Авторы книги не были искушены в бисерном рукоделии, я думаю.

2. Награда «Серп»

Что за награда такая?
Медалью «Серп и молот», чьё изображение я использовала, Е. Е. Данилина в 1920 году никак не могла быть награждена. Медаль появилась в 1938 г.

Я вот думаю, Елизавета Егоровна научила этому рукоделию многих.
Вдруг на нашем форуме есть её ученицы или родственники :=))
Вот было бы счастьем!!!

Ну а если таковых нет, может кто из Подольска отзовётся!
Ведь в Подольском краеведческом музее должно сохраниться несколько её работ.
Может и фото кто добавит!

Очень хочется надеяться на продолжение темы! :=))

Источник



Комментарии

класс Спасибо! Так интересно! Прочла все, а некоторые места, и по пару раз. С уваж. Инга.

Да, Инга!
Не просто интересно, но и исторически правдиво! роза

улыбка читаю читаю читаю класс спасибо

Очень интересно! читаю Спасибо!!! роза роза роза

А где Подольские девушки?
Жду-недождусь я их! улыбка роза

Мужчина делал кольца из конского волоса и украшал бисером - это про кольца на палец? Или это что-то для украшения лошадей? Интересно.

Очень интересно! класс
И мне хотелось бы надеяться, что тема сможет быть продолжена рукодельницами из Подольска. Это ведь самая что ни на есть история нашего рукоделия класс
Моя шкатулка

Светик! Спасибо! Так интересно...и продолжения хочется. роза роза роза


мой альбом

Леночка, приветик! роза
Давненько не виделись!!!!
Заходи почаще в виртуальные гости!!!! привет

Света, спасибо! Очень интересно! Конечно же, поразил "венгерский бисер"! И то, что уже тогда жаловались, что иголок для мелкого бисера не достать! Что уж говорить о сегодняшнем времени... улыбка! С "венгерским" наверняка ошибка!
А вообще тема о "бисерных мастерских" очень интересна и мало освещена: как я понимаю, основная информация об этом приведена в книге 1923 г. Дудоревой (н-р, о мастерской, организованной в Смоленской губернии, в имении Талашкино княгиней М.К.Тенишевой, и т.д.). Частично этом можно почитать вот тут:
http://www.paraskeva.ru/history3.htm

А еще я недавно нашла сайт, где выложены старые газеты 1901-1909 гг.) и вот такое интересное объявление из газеты "Московский листок" за 1902 г.:
"Беглянка
25 февраля на вокзале Московско-Брестской железной дороги дежурившим жандармом было обращено внимание на бродившую в течение нескольких часов по вокзалу девочку лет 12, которая, наконец, часов около 12 ночи, была найдена спящей на одном из диванов в зале III класса. Спрошенная о месте ее жительства, девочка объяснила, что она бежала от своей тетки, которая ее очень била. Девочка была отправлена во 2-й участок Пресненской части, откуда вечером была взята ее теткой Анисьей Васильевой, имеющей бисерную мастерскую.

http://starosti.ru/
Т.е. крестьянки, "вырвавшиеся" в города и наученные своими бабушками/мамами, наверняка обучившимися рукоделию еще в крепостничестве, организовывали "свое дело" и достигали больших успеховулыбка!

Юль, классное дополнение! класс
Спасибо!!! роза роза роза
Материала много не бывает!
Я рада каждой его крупице!
У меня много чего уже собрано, вот только времени катастрофически не хватает на обработку.
По княгине Тенишевой материал есть, в следующем посту я упомяну её в связи с другой мастерицей, чьи работы побывали на Всемирной выставке в Париже, посвящённой встрече нового тысячелетия.
Ваше дополнение как нельзя кстати!
СПАСИБО!!!! роза

Венгрия раньше бисер производила. А теперь нет. Это я точно знаю.
Мир меняется, глобализация вносит коррективы. Китайская зараза "больше, плоше, дешевле" ползет по миру, увыпечаль

Оль,
спасибо, что "заглянула на огонёк" роза
Поверю в венгерский бисер, когда увижу подтверждение в любом виде (книга, журнал, газета и т. д.)
Пойду чтоль погуглю, может и вправду был такой улыбка

Обязательно поинтерисуюсь....

Света!
У меня был "месяц выставок". Я заглядывала, но сил не оставалось иногда отвечатьулыбка
Бисер Венгрия выпускала даже при советской властиулыбка
А потом перестала. А "до-то-го" вообще производила много. Это ведь развитая в технологическом отношении страна. Кажется, былапечаль

Света, большое спасибо за информацию. Эх, знать бы раньше...в музей бы сходила, посмотрела... вздох Но вот теперь слишком далеко от Подольска живу и не знаю, когда смогу поехать. печаль



Людмила,
спасибо за реплику! роза
Может когда-нибудь Подольчане отзовутся!?

Спасибо!
Подольск и позднее был центром бисероплетения.
В 1983г. проходила даже выставка! С каталогом! ( ФИО мастерицы не помню, а записи очень далеко, до августа и непосмотришь..)

Ой, Влад!
Какая ценная информация! роза
Буду ждать августа, может Вам повезёт найти тот каталог!!!
Прям умираю от нетерпения! рыдаю

А по венгерскому бисеру заявляю следующее: ""Венгрия не производила бисер!".
Я исследовала весь англо- и немецкоязычный Интернет и не нашла ни малейшего намёка на тот факт.
Возможно чешский бисер ввозился через Венгрию. Но это домысел, не более :=))

Посмотрел две англоязычные книги по истории бисероплетения : бисер производили в Германии , Австрии, Италии, Франции , России (недолго) , Дании , Англии , Богемии и Моравии ( современная Чехия).
О Венгрии как о производителе бисера сведений нет... Плели и вышивали там и правда - много.
краснею Где каталог есть я знаю , это свои заметки я в Уфе оставил.
P.s.: Данию зачернуть , Голландию , и Испанию (?) вписать.
В России зафиксированно появление стекольного производства в Старой Ладоге в 700г , где оно продолжалось до 1000г (даты конечно приблизительные) , с 1000по 1200гг производство в Киеве. Самый древний , собственно в современном понимании ,бисер найденный на територии России - египетский фаянсовый .
Между прочим , у Ладоги околачивались венды / венетты - часть которых и обосновалась потом в местности , которая стала Венецией! ха-ха

Света, не спорюулыбка

Бисер как мера чувственности- статья 2002года

Необычная выставка на Волхонке

Евг. ВАСИЛЬЕВ

"В отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открылась выставка "Эпоха бисера. Вышивка XVIII - XIX веков". Вероятно, такая "специализированная" экспозиция устраивается впервые. Бисер применялся в рукоделии и ювелирном искусстве еще с древнейших времен. Но поистине всеобъемлющее, повальное увлечение работами из бисера охватило Европу, Америку и Россию в конце XVIII - первой половине XIX столетий. В нашей стране этот период называют русским бидермейером. Мелкий бисер привозился обычно из Венгрии, Богемии и Германии. Им украшали множество вещей домашнего обихода, туалета и повседневного быта, что вполне наглядно показывает выставка. Это - дамские сумочки, кошельки, табакерки, пояса, туфельки, мужские бумажники, кисеты, подстаканники, бювары, подносы, чернильницы, шкатулки, шторы... Сюжеты вышивок из бисера были самые разнообразные. Из него создавались целые красочные картины. Работы из бисера отличались изяществом, элегантностью и красотой.

Увлечение бисером обратилось в своеобразный высокий и многозначный ритуал, создающий атмосферу чувственности, интимности, сентиментальности. Оно воспевалось в литературе, поэзии, в живописи и даже в музыке. Бисер стал символом своего времени, мерилом дамской прелести, ума и интеллигентности, критерием современности и "хорошего тона". Вышивкой из бисера занимались представительницы императорских семейств, даже коронованные особы. Дары вещей, украшенных бисером, имели определенный, нередко тайный смысл.

Работы из бисера представили на выставку частные коллекционеры. Основу экспозиции составило собрание семьи Миримовых - Васильевых - Юровых. Два поколения этого семейства в течение 40 лет занимались поиском и изучением вышивок из бисера. Выставка показала, что столь прелестное рукоделие и сейчас вполне современно и имеет большое художественное значение".

Так что и в этом авторитетном месте - музее изобразительных искусств им. Пушкина тоже считают, что бисер производился в 3-х близлежащих странах: в самой Богемии, Венгрии и Германии. В последних двух государствах с учетом изменившихся границ он уже не выпускается довольно давно.

Могу сказать одно: с "приходом" социализма страны - члены СЭВ резко изменили свою экономику: стало превалировать разделение труда в рамках соцлагеря. Вполне возможно, что Венгрия перестала кустарно производить бисер уже до 2-й мировой войны или в связи с ней, и в "советский" период перешла на машиностроение (помимо сельского хозяйства), в котором имела большой и заслуженный авторитет.
А интернета тогда не былоулыбка

Оля, здорово! класс
Умеете за себя постоять!

Только почему же нет ничего о венгерском бисере?
Может надо исследовать венгерские его страницы?
Но я не знаю венгерского языка! плачу

Света!
Я просто несколько раз читала, что был у них бисер. Это ведь очень маленькая область - центральная Европа. Они на осле могли в гости ездить друг к другу ха-ха ха-ха ха-ха
Там все близко, могли семьи из Богемии туда переехать и начать дело...кто знает как?
И во Франции бисер делали, к примеру, и только совсем недавно мсье Сильвестр в Лионе закрыл свою "бисероварню".
То есть я хочу сказать, что это не термояд какой-то. Осилить возможно.
Это мы - бисеродвинутые, и нам это интересно и важно, а так ведь никто не обращает внимание на народные промыслы. Есть - хорошо, нет - не надо. Вот и не пишут в интернете. Постараюсь у венгров -стекольщиков узнать при случае.
А почему такой интерес?
Я не думаю, что там было что-то уникальное, что бы их ставило на недостягаемую высоту. Но то, что варили, я почему-то уверена.Почитаю еще книжки при случае, сейчас нет под рукой.

а все-таки интересно о венгерском бисере....Ведь, как написано, Данилина пудами именно венгерский бисер закупала! Почему именно венгерский, при том что было вдоволь богемского и венецианского? Может, он дешевле был или был каким-то особенным...У Светы Никифоровой есть книга Дудоревой 1923 г. Когда Света из Испании вернется, попросим ее заглянуть: не написано ли чего о венгерском бисере улыбка! А вообще во многих источниках написано, что вся Европа пыталась повторить "бисерные опыты" итальянцев. Германия в этом деле преуспела, может, и Венгрия тоже....Есть у них Hungarian Bead Society, но электронного адреса я не нашла печаль, а то можно было бы им написать!

Юлия, наверняка они делали недорогой и относительно качественный бисер, который по цене был приемлем для небогатых мастериц, желающих делать качественные работы, но не имеющих денег на супердорогой венецианский.
Центральная Европа - удивительное место, там много загадок и нераскрытых тайн. И много удивительных народов там живет. Очень густо населена Европа, много народов с переплетающихся судьбами, но сохранившими индивидуальность.

Да, вопрос, конечно, интересный! класс
Подождём Свету Никифорову!
А может кто-нибудь позже, чего добавит!
В любом случае, Юля и Оля, спасибо! роза роза роза

Самый общий вывод : бисер ппроизводился на территории Австро- Венгрии в больших количествах, поэтому есть вероятность производства в самой Венгрии.

Полностью с Вами согласна! До 1918 г. (с 1867) Чехия входила в состав Австро-Венгрии, так что "венгерский" бисер может быть общим названием. На сайте Яблонекс в разделе "история" частенько упоминают Австро-Венгрию!
Вполне возможно, упоминаемый ими "король стекла" Josef Riedel имел заводы и в самой Венгрии, производившие в том числе и бисер.
http://www.jablonex.info/history/

Как вариант : производвтво кустарно-артельное. О том , что бисер делали в Клину или в Харькове , тоже в иностранных источниках я не встречал.

Влад, Юля, Оля!
Что бы мы без вас делали?!
Спасибо вам огромное за такие информативные дополнения!!!! роза роза роза

Я вот картиночку представляю такую: доисторические крепостнические времена...
Дворовая девка Параша в девичьей вышивает бисером картину для деспотичной барыни, а та ей орет дурным голосом из гостиной:"Парашка! А купила ли ты для работы бисеру производства австро-венгерской имерии?!!!"

Ищите дальше, пытливые вы мои ха-ха ха-ха ха-ха Тут не все так простоулыбка

если я чего решил, выпью обязательно ха-ха ! Написала письмо в единственный попавшийся мне на глаза венгерский музей, где представлен и бисер (Peasant House Museum - Ocsa)! Задала им вопрос, производился ли бисер в Венгрии и поставлялся ли в Россию, и на всякий случай попросила e-mail MRS. Anna Fehér’s, являющейся президентом Hungarian Bead Society!
Будем ждать! Вдруг да ответят ха-ха !

Здорово! спасибо

У меня тоже было желание написать Anna Fehér’s.
Видно смелости не хватило! плачу
Будем ждать!
Спасибо Юля!!!! роза роза роза

Получила сегодня письмо из Будапештского музея декоративно-прикладного искусства ураа! Прямого ответа на вопрос нет, но зато указан источник, где можно, надеюсь, найти информацию..., да и вообще приятно улыбка (привожу письмо целиком):

"Dear Madam !
First of all I would like to appologise for not answering eariler. This is a very busy period in our life here on the Ceramic and Glass Department of the Museum of Applied Arts (Budapest) and we have so many tasks to do.

My English knowledge is not the best but I hope you will understand me. Unfortunatelly most of the litterature about Hungarian glass art is written in Hungarian language. But I hope you will find the following book usefull as it is in English and it contains some interesting chapters about Hungarian artists and manufactures of the period you had mentioned in your e-mail (the XIX.th century and the beginning of the XX.th century).
Varga, Vera : Glass and radiance : Iridescent and lustered glasses from the second half of the nineteenth century to the 1910's in the collection of the Museum of Applied Arts . - Budapest : Museum of Applied Arts, 2000 . - 171 p.

Now I write a few words about the writer of the book but maybe you have already heard her name.

Vera Varga was the former curator of the glass collection and the head of our department. She had written several books and a large number of articles about glass art. She made made several historical glass exhibitions and contemporain exhibitions as well in the Museum of Applied Arts. She left our museum more than 2 years ago, and I don’t know her e-mail address or phone number.
I hope I could help you a little to continue your research.

With best wishes,
Sincerelly
Ildikó Kálosi
The curator of the glass collection
The Museum of Applied Arts, Budapest

Еще по ссылкам нашла стекольный завод в Венгрии, основанный в 1878 г. Возможно, именно там и производился бисер, поставлявшийся в Россию! К сожалению, ни одного упоминания об этом в исторической справке не нашла, хотя они и сейчас производят "стекляшки" диаметром 6-8 мм для интерьеров и аквариумов, которые называют glass beads! Может, им письмо написать?
http://www.crystalacarte.com/glass-manufacturing-h...

И Свету Никифорову я попросила прочитать в книге Дудоревой (1923 г.), нет ли там чего о венгерском бисере.... привет

Ну Юля, молодец!
Будем изучать этот вопрос дальше!!!
Выходит, что в тексте не опечатка!
Спасибо! роза роза роза

Света, помогите! Хто мне написал улыбка: мужчина или женщина? И где имя, а где фамилия? Во, незадача....Хочу поблагодарить, а как писать-то?????? Прям, не знаю, что делать ......

Юля,
я попыталась найти в интернете фото Ildikó Kálosi, чтобы представить кто это
мужчина или женщина, увы ничего не нашла.
А поблагодарить человека обязательно надо!!!!
Может прислушаться к Ольге!
Пусть и ошибёмся, главное-то "спасибо" сказать!

Юлия!
Судя по всему, написал мужчина.
Калоши - фамилия. Тогда путем вычитания - Илдико - имя. Я как обычно делаю: если мне непонятно, как написать, я обычно пишу :Dear Ildiko Kalosi
Немного неправильно, но поскольку пишущие иностранцы - они поймут. Я в принципе могу перевести, если надо, присылайте черновик.
А чего мы собственно удивляемся, что они толком ничего не помнят? Вот у нас и бисер, и бусины делали и 17-18 веке в Подмосковье, а где про это толком можно прочитать? Или вот про бисер Ломоносова. Уж куда важнее, а тоже - нормальных данных мало, их еще поискать!

Так что ищите господа, коли не верите на слово ха-ха ха-ха ха-ха

Спасибо, Ольга Николаевна! Пусть будет мужчина Калоши улыбка! Напишу ему, как мужчине ха-ха !

И верим мы на слово! Верим! Но все-таки....Помните: "а из зала кричат: давай подробностей" улыбка! Интересно же! Ни один современный исследователь (Моисеенко, Фалеева, Юрова, Молчанова, Меркулова, Н.Будур..., пожалуй, других-то и нет...) не упоминают венгерский бисер! Почему вздох ?

И то, что монографий по истории бисера и бисерных вещей раз-два и обчелся, тоже понятно! Не относились ведь серьезно! Это же были домашние рукоделия для незатейливого украшения жилища да занятия дам, дабы находили отраду в самих себе, а не в шумных обществах, как писал князь И.М.Долгорукий улыбка ! Ценить стали, как мне кажется, когда потеряли...! Потом долго, если кого-то хотели задеть или даже обидеть, говорили: да это же "дамские рукоделия"! Ругали то есть улыбка!
Мне статья сотрудницы Эрмитажа Ю.Плотниковой понравилась с первых же строк! В ней так и написано: "...дамские рукоделия ...не служили предметом специального изучения. В статье сделана попытка хотя бы частично восполнить существующий пробел ..."

Меркуловой могу позврнить....

ой, Влад, а позвоните, пожалуйста! Вот здорово, что есть такая возможность!

...и простите мне мою наглость, если это возможно, не могли бы Вы попросить у г-жи Меркуловой ее статью "Некоторые технологии изготовления бисерных работ (к проблеме атрибуции)" (ту, что была опубликова в сборнике "Экспертиза и атрибуция...Конференция V. 2001 г.") Вдруг, поделится!

ООООЧЕНЬ хочется почитать, и я бы с удовольствием купила, но издательство ничего не высылает почтой! Требует личного присутствия печаль!

У меня есть этот сборник., напишите адрес в личку , могу прислать ксерокопии статьи.
Не в упрёк ей - "делится" она неохотно улыбка .
Как наблюдение : нет контакта между "наукой" и "практикой", виноваты обе стороны но практики более.... грустный
Другие работы Меркуловой разыскиваю.....

Юлия, именно так, все правильно о "дамских рукоделиях". Было такое отношение. Но давайте задумаемся, почему?
А потому что что было в обществе гендерное (по половому признаку) неравноправие, когда женщина считалась существом второго сорта по определению, что она женщина. Сейчас мы этого внешне не ощущаем, у нас есть почти полная иллюзия (подкрепленная определенными официальными уступками), что женщина имеет равные права и самое главное - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (бумага стерпит, а на деле многое остается лишь пшиком).
Но так ли это? И внешние и глубинные факты (многочисленные) говорят об обратном, а если копнуть историю, то вопиют на каждом шагу и самое главное, со всех сторон человеческой жизни-нет истинного равноправия к отношении того, чем занимается женщина и чем занимается мужчина, не на словах, а на деле и в мыслях, это главное.
В том числе это относится и к пренебрежительному отнесения бисероплетения к "дамским рукоделиям", а по сути это - сложнейшее искусство микромозаики ("отягощенной" еще и пространственными заморочками). Да и то, что это искусство продолжают считать сейчас ремеслом - самый больной пример.
И вот женщины всех веков и народов (и в России конечно) веками сидят и кропают нетленку (за которые потом через века дают многие сотни и тысячи баксов).
КОНЕЧНО, это произведения искусства. Но так старались не считать, потому что женщина вторгалась не на свою территорию, и могла бы стяжать славу там, где "места все заняты". Декоративно-прикладное искусство - земное и осмысленное, корнями в человеческую жизнь уходит, а не витает заумно в облаках "актуального-монументального" искусства, и важнее оного в миллионы раз.

А насчет венгров - конечно надо искать. Ведь где-то есть остатки информации.

Генддерное неравноправие - краеугольный камень человеческого общества ! (А если подумать? А если подуматьещё раз!? Общество гермафродитов - нечеловеческое общество. ) Художественные таланты распределены крайне не равномерно - одна из причин пол .... Где женщины , по настоящему значимые- художники? Каково их число!?
В том что " это искусство продолжают считают ремеслом " - сами виноваты . Дело не в том , что бисероплетением занимались ( и занимаются ) преимущественно женщины , а в степени интелектуального наполнения ремесла . Всё новое и новейшее (за малым исключением) время - "искусство " в бисероплетение носит вторичный характер.
И ещё . Декоративно- прикладное искусство - искусство среды , приземленное искусство. Меняется среда - меняется искуство , поэтому такое отношение.

Генддерное неравноправие - краеугольный камень человеческого общества ! (А если подумать? А если подуматьещё раз!? Общество гермафродитов - нечеловеческое общество. ) Художественные таланты распределены крайне не равномерно - одна из причин пол .... Где женщины , по настоящему значимые- художники? Каково их число!?
В том что " это искусство продолжают считают ремеслом " - сами виноваты . Дело не в том , что бисероплетением занимались ( и занимаются ) преимущественно женщины , а в степени интелектуального наполнения ремесла . Всё новое и новейшее (за малым исключением) время - "искусство " в бисероплетение носит вторичный характер.
И ещё . Декоративно- прикладное искусство - искусство среды , приземленное искусство. Меняется среда - меняется искуство , поэтому такое отношение.

Коллеги! В первую очередь Юлия и Света!
После первой фразы вышенаписанной реплики:
"гендерное (половое) неравноправие - краеугольный камень человеческого общества...." я отказываюсь дальше читать что-либо написанное данным господином.
Считаю бессмысленным вести дискуссию в данном случае, зная, что впоследствии это наверняка перерастет в личные нападки в мой адрес и мне поневоле придется ввязываться в спор, чего бы не хотелось.

Признаюсь, мне очень надоело препираться здесь с ним и его сторонниками, особенно в преддверии грядущих выставочных и иных проектов.

Если удастся, с радостью узнАю истину о венгерском бисере и извините за уход из дискуссии.

( извините
а) Гендерное неравенство отражено в Библии : " и будешь ты добывать хлеб свой в поте лица своего "... и далее - значит признано всеми авраамистическими религиями.
б) Советую почитать литературу по гендерной психологии.

"Мы очень разные , но обречены быть вместе. "

подмигиваю )

Разговаривал с Ириной Меркуловой : она не слышала о производстве бисера в Венгрии. Зато рассказала , что бисер производили и на Украине в конце 19-го , начале 20-го , особенно в западной части и у нас в Дмитрове .
А вот ломоносовский бисер под вопросом - стеклярус в раскопе найден , а бисер нет....