Герданы - личный опыт


Бисер – крупный, 2.5-3 мм.
Нитка – капрон 50К. Не лавсан (слишком мягко получится), не леска (наоборот, слишком жестко), не мононить (ее вообще невозможно с таким крупным бисером использовать). Возможно, какой-нибудь специальный Гутерманн подойдет. Капрон разных цветов попадается редко, надо искать, я по всем окрестным магазинам за три года наловила себе разных цветов всего штук 10.
Иголка – самая толстая из набора бисерных игл: длинная и прочная. Две штуки.
Бумага в клетку. Ручка с 4 стержнями разных цветов. Карандаши и фломастеры использовать – у меня лично руки отваливаются ими чирикать, ручка удобнее.
Ксерокс или сканер с принтером. Сетку для составления узора рисуем один раз, после чего размножаем ее сколь угодно много раз. А то эти кружочки каждый раз вырисовывать, опять же, рука отвалится.

«Самыми распространенными, по крайней мере в восьми губерниях, были нагрудные цепочки в виде узких узорных полосок, низаных из бисера. Они вешались на шею, спускались на грудь, а нижние концы их соединялись. В этом месте цепочка обычно расширялась, получала пятиугольную или иную форму, меняла рисунок низания и часто завершалась подвеской. В старину ею служили крестик, ладанка, иконка или какой-то другой амулет, а зачастую просто кисточка или бахрома. Цепочки носили и по одной и по нескольку сразу. В южных губерниях их низали только из стекляруса разных цветов и носили в сочетании с другими нагрудными украшениями. Предпочитались узоры, построенные чередованием Х-образных фигур и ромбов. Но цветовое решение их не повторялось. В композиции одних и тех же мотивов, в зависимости от преобладающего цвета, выделяется то та, то другая из этих фигур. Цветовой ритм имеет большое значение: повторение цвета через один, через два, через три элемента существенно меняет общий облик предмета. Изменяется и величина мотивов, усложняя ритмическое построение композиции. Их рисунки не являются строго местными, они встречаются в разных губерниях. Все множество вариантов узоров можно объединить в пять групп. Первую группу составляют Х-образные фигуры, вторую – ромбы, третью – городчатые мотивы, четвертую – зигзагообразные и волнистые полосы, в пятой – кружки, овалы, многоугольники, используются объемные детали, что характерно для тверских цепочек.» (Бисер и стеклярус в России. Е.Моисеенко, В.Фалеева)


Не знаю, как они в ажурной сетке реализуют волнистые полосы и круги с овалами. Я для себя оставила ромбы и Х-образные фигуры с элементами «городчатости». Объемные детали – отдельная история, ее я тоже испробовала, получилось неплохо, но сейчас не об этом.
Цветность их, как видно из иллюстраций, не знает никаких рамок. Я так бездумно подбирать цвета не умею, поэтому составила для себя некую систему. Итак.
Основной цвет – глухой (или молочный) бисер чистого цвета. Никаких «огоньков», «бензинов» и прочих наворотов. Это же фон, он не должен забивать все остальное. Прозрачный бисер я тоже стараюсь не использовать для фона – просвечивающая через него одежда неизвестно как сыграет. Итак, на выбор - белый, черный, серый плюс «каждый охотник желает знать…».
Контурный бисер – «огонек». Или под цвет основного бисера, или под цвет дополнительного, или золотой (к черному, красному, синему-голубому), или серебряный (к белому, зеленому, серому).
Еще два-три цвета подбираются опытным путем – насыпанием рядышком кучками и визуальной оценкой – нравится-не нравится.
Подобирая цвета, надо учитывать, что, желательно, два разных прозрачных цвета в узоре не должны стоять рядом, и уж тем более два разных «огонька». Между ними должна идти хоть одна «глухая» бисеринка. Оптика, господа… Отражения, преломления и прочая ерунда.
Подобрав 4-5 цветов, можно браться за орнамент. Не буду теорий разводить, просто вешаю несколько картинок из книги и мои дежурные бумажки – у меня всегда в сумке валяется парочка, чтобы было чем в транспорте заняться.



Маловато получилось. Ну да идея, я думаю, ясна. Завтра еще картинок накидаю, для коллекции.
Теперь, собственно, плетение. Не могу сейчас эту строку в книге отыскать, но суть ее в том, что изначально такие штуки плели на 4-8-16 нитках! Не представляю, как это делается технически. Я делаю на двух, точнее – на одной, но использую оба ее конца. Таким образом лента получается симметричной. На схеме синяя и красная нитки – правый и левый конец одной и той же нитки. Когда они заканчиваются, просто связываем их между собой прямым узлом, проходим в обратном направлении 2-3 ряда, делая по дороге 5-6 скользящих узелков. Покрепче, капрон – скользкий, а гердан получится тяжелый.

Плести начинаем с середины спины - если в первых рядах получится какая-нибудь ошибка, ее на спине будет не видно.
Проплетя пол-гердана (напоминаю, длина - до солнечного сплетения, или как оно там называется), расширяем его в два раза:

плетем немножко (я в этом месте узор на ходу додумываю), и сужаем постепенно:

Можно по-другому:

но так неудобно бахрому приплетать.
Бахрому делаем на отдельной нитке, или на той же, но ее перед этим в крайней бусинке надо саму с собой крепко связать. Бахрома должна быть мягкой, незатянутой, а если она будет на единой нитке с цепочкой, то цепочка под собственной тяжестью сползет вниз и затянет бахрому. Капрон-то скользкий.
Очень тороплюсь, наверняка что-то забыла. Авось завтра вспомню. улыбка



Комментарии

Огромное вам спасибо! ураа роза


мой личный альбом на biser.info

Пожалуйста! улыбка реверанс
Я написала далеко не все, что собиралась, потому что спешила. Так что если будут конкретные вопросы - обязательно спрашивайте, на них проще отвечать, чем писать такие "литературные" труды улыбка
Мой альбом

Спасибо!Большущее!Как раз хочу попробовать сплести что -нибудь похожее.

реверанс Удачи! Покажите потом, что получится! улыбка
Мой альбом

Ухх классно! Как раз собиралась пару герданов сделать, а Вы тут как тут!
Большое спасибо!
p.S.
а чего в мастер-класс не зальете?
--
БИСЕР - это все, в чем есть продольная дырка.
Если ее там нет - ее всегда можно просверлить!!!

В мастер-класс залью, когда допишу и дорисую все, что забыла. улыбка
Мой альбом

Интересный материал-спасибо.
А меня Наташа-Тортила научила, как без сетки рисовать узоры-берете листик в клеточку и рисуете по диагоналям-пересечение линий-бусинка.Очень удобно!

Да я по-всякому пробовала рисовать. Мне лично больше всех подошел такой метод - с нарисованной вручную матрицей. Там углы не совсем прямые, это не принципиально, но удобно для подсчета бисеринок.
Мой альбом

Я тоже пробовала по разному, тоже копировала сетки-составляла узоры для оплетения яиц. Вот Наташа и подсказала мне свой способ.
У Вас красивые узоры, я воспользуюсь ими для своих работ. Надеюсь Вы не возражаете?
А как Ваши эксперименты со жгутами крестиком? Я с огромным интересом читала Ваши заметки в ЖЖ. Желаю дальнейших творческих успехов, пусть Ваши неприятности останутся позади.

Конечно, пользуйтесь. Моей заслуги там немного, я их сама подсмотрела - в книгах и музеях, ну, немного на свой вкус адаптировала.
Эксперименты со жгутом - они все время идут улыбка. Вот в отпуск уйду, и чего-нибудь еще наэкспериментирую улыбка
Спасибо еще раз улыбка
Мой альбом

Спасибо, а то я тут уже замучилась.Никак не могла понять как герданы правильно плести

Юля, спасибо, очень познавательно улыбка
Для всех, кто мучится с рисованием сеток (и для себя тоже улыбка ), нарисовала шаблон:

А вот так на нем выглядит один из Юлиных образцов:

теоретически можно и медальон отрисовать... и как нитки проходят...

"Подобирая цвета, надо учитывать, что, желательно, два разных прозрачных цвета в узоре не должны стоять рядом, и уж тем более два разных «огонька». Между ними должна идти хоть одна «глухая» бисеринка. Оптика, господа… Отражения, преломления и прочая ерунда."

Теперь буду делать осознанно то что раньше делала на интуиции улыбка
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
Я не сдурела, я вообще такая

Спасибочки. Очень полезно и до чрезвычайности вовремя! спасибо
__________
Если руки золотые, не важно из какого места они растут
мой альбом

Как подробно и хорошо у тебя получается всё объяснить! Это надо в уроки, в мастер-класс! Постараюсь воспользаваться, очень понравились такие ГЕРДАНЫ
------------------------
альбом Тёти Анюты

СПАСИБКИ!!!! вот хочется и себе в этой технике под народный костюм сплести... да только настолько привыкла к станочку, что даже не представляю как по другому плести, а темболее схемы составлять!!! ну а сейчас появилась возможность в любое время попробовать!!!! роза роза роза
___________________________________
а туточки можно мои работы посмотреть: http://biser.info/image/tid/236

читаю читаю читаю